Экологичные кондиционеры: что это, как они работают и где нужны?

  • 27 июля 2021 10:35:07
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 756
  • 0

Тренды на экологичность коснулись и климатической техники. Производители и ученые объединили свои  усилия, создавая экологичные модели кондиционеров. Сейчас в разработке множество идей, но на практике активно воплощается в основном одна — конструкции, работающие на озонобезопасном хладагенте нового поколения — фреоне R32.

Чем кондиционеры опасны для природы

Внешний блок сплит-системы выбрасывает в окружающую среду теплый воздух из квартиры. Фреон R410A, используемый в обычных кондиционерах, изготовлен на основе углерода гидрофлюрокарбона. Его выбросы, попадая в атмосферу, способствует увеличению парникового эффекта и, следовательно, подпадает под действие Киотского протокола 1999 г. Киотский протокол — это международная договоренность по предотвращению глобального потепления. Она предусматривает ряд мер по сокращению выброса в атмосферу парниковых газов. 

Конечно, выбросы кондиционеров — мизер в сравнении с выбросами парниковых газов, которые попадают в атмосферу в результате работы крупных предприятий. Однако из-за своей структуры (в частности, содержания фтора) они обладают способностью удерживать намного больше тепла в атмосфере, чем углекислый газ.  


В 2014 году на основании протокола Европарламент принял Регламент по фторсодержащим парниковым газам. Регламент предусматривает постепенное сокращение количества кондиционеров на R410A к 2030 году, потому представители 200 стран мира договорились сократить атмосферные выбросы гидрофторуглеродов. То есть уже менее чем через 10 лет мы простимся с климат-техникой, которая сейчас работает в наших домах и на производствах. Сейчас оптимальной заменой устаревшему хладагенту считается R32.

Что такое фреон R32

Экологичный и энергосберегающий углеводород отличается:

  1. Минимальным уровнем влияния на окружающую среду, который еще называется ПГП (потенциал глобального потепления). Это тпоказатель у экофреона на 67% меньше, чем фреона R410, что считается пока рекордным показателем с учетом экономичности. 
  2. Низкой плотностью. Эта характеристика у «нового» фреона на 30% меньше, чем у «старого», что дает возможность использовать почти на треть меньше хладагента при сохранении уровня производительности. 
  3. Низкой вязкостью. Показатель помогает уменьшить потери давления в контуре кондиционера, что дает возможность нарастить энергоэффективность на 5%.
  4. Однокомпонентная структура. Вещество не меняет структуру и пропорции. Такая особенность упрощает использование R32 — систему можно дозаправить без полного удаления хладагента. Это удешевляет работы по обслуживанию сплит-систем.
  5. Низкая горючесть. R32 не токсичный и практически не возгораемый, считается самым невоспламеняемым хладагентом. На данный момент это самый безопасный для человека вариант. Он потенциально способен загореться только при нагреве +648ºC и количестве фреона в воздухе в количестве 14-29%. 

«Эко-френдли» хладагент недорого стоит, поэтому новые сплиты будут столь же доступными, как и современные.

Проблемы перехода на фреон R32

Почему же все-таки процесс перехода на новый хладагент такой длительный? Не связано ли это с необходимостью полностью переоборудовать производство и перестроить систему подключения? Как следствие — не станут ли новые кондиционеры «золотыми»?

Конструкция холодильного контура устройств, работающих на R32, практически не изменилась. Немного отличаются в сторону компактности размеры блока мощностью от 5 кВт, а также изменились некоторые комплектующие. Устройства более низкой мощности остаются практически неизменными. 

Оборудование, которое работает на новом кондиционере, включает медные трубы. Они обладают большинством характеристик, совпадающих с трубами нынешних устройств. У них может быть всего лишь чуть меньше диаметр. А вот толщина стенки, инструменты и масла те же, что используются сегодня. Максимум придется купить специальный манометрический коллектор, переходник на сервис-порт и баллон. А вот весы, трубкогиб, динамометрический ключ, заправочный шланг и прочие заправочные инструменты остаются прежними. 

Чтобы правильно установить кондиционер, работающий на «новом» фреоне, не нужно специально переквалифицироваться. Работникам придется только изучить рекомендации производителя и сервисные мануалы. Для эффективной и безопасной работы оборудования на R32 требуется всего лишь грамотный монтаж с соблюдением рекомендаций и правил безопасности.  

На данный момент климатическое оборудование на R32 немного дороже, чем привычные кондиционеры на R410. При этом новый хладагент экономичнее, поэтому разницы вы практически не ощутите. О продолжительности службы такого оборудования пока рано говорить – опыт от его использования пока что не накопился. Однако нет никаких оснований считать, что новая техника будет менее надежной.

Это интересно

Многие разработчики пытаются искать новые технологии и новые хладагенты, не содержание гидрофторуглеродов. Уже существует несколько интересных идей, которые пока что невозможно воплотить в жизнь по разным причинам.

Самый перспективный из них — на основе соли и воды, циркулирующих в нержавеющих трубах. Полностью экологичный хладагент из подсоленной воды вполне действенен. Идея принадлежит американскому ученому украинского происхождения Валерию Майсоценко. 

 

Новые поступления